- Академизм
- - направление в искусстве (живописи, театре, поэзии), характерное для Европы XVI-XIX веков. Академизм возник прежде всего в живописи. Его идеи были выдвинуты впервые в Италии в «Академии вступивших на правильный путь» (1585 г.). Идеи, разрабатываемые художниками этой школы, легли в основу возникновения и развития художественных академий многих европейских стран (Парижской, Петербургской и других). В этих академиях давалось широкое образование, на систематической основе преподавался рисунок, лепка, техника живописи. Академии стали центром духовного развития во многих странах мира и оказали сильное воздействие на другие виды искусства.
Одна из главных содержательных идей академизма - признание за образец, эталон в искусстве принципов искусства прошлых веков. Прежде всего - это античность и эпоха Возрождения. Сюжеты живописных полотен заимствовались прежде всего из Библии, древней истории, мифологии античного общества. Однако подражание внешним формам классического искусства привело к тому, что саморазвитие искусства остановилось. Строгие правила и предписания, как следовать канонам старых мастеров, оторванность от современных проблем жизни, отказ от поиска новых форм выражения привели к тому, что академизм к XIX веку стал тормозом в дальнейшем развитии искусства.
Вместе с тем академизм дал много для развития искусств - образованность, высокую технику живописи, знание законов создания художественного образа. Яркими представителями академического искусства были художники Ш. Лебрен, Г. И. Семирадский, Д. Энгр, скульпторы А. Канова, Б. Торвальдсен. К середине XIX века каноны академизма пришли в противоречие с развитием художественной жизни. Так, Российская Академия художеств в это время поощряла только картины, написанные на библейские или мифологические темы. Это вызвало резкий протест со стороны группы художников, называвших себя «передвижники».
Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.